Заголовок
Текст сообщения
От автора. «Поздний» Бунин… Если не сказать, опоздавший. Первый из предпоследнего ряда. Непримиримый эмигрант, любимец дам, любитель дев. Лауреат, надменный попрошайка, индивидуалист, как огня боящийся одиночества. Томящийся безденежьем аристократ с замашками разночинца и психологией подростка. Писательским взглядом обращенный в свое пятидесятилетнее «назад». В себя: каким я был, таким я и остался - до мозга костей и старческого геморроя мотыльком. Метафора включает – порхание, легкость, знойность, быстротечность, недолговечность приятного переживания или приключения.
Ювелир слова, отдававший (по литературоведческим слухам) писательскому труду уйму времени, – тщательно, кропотливо, придирчиво описывать измышляемое. Обрамляя сие блеском блестящей листвы, пряной духотой глянцевых трав, прохладной и голубою липовой тенью. Тонны бунинских трав, километры парковых дорожек, тысячи кубометров воды из бунинских прудов и речек.
Ни дня без строчки, абзаца, главы. О чем эти главы, абзацы, рассказики?
Об одном – необременительная для героя интрижка. Болезненная, может быть, но необременительная. Вариации самого сочного и яркого «Солнечного удара». Воспевание «случая», его детальное описание, смакование. Поздний Бунин – это на разные лады все тот же солнечный удар, внезапное затмение, вскипание крови. Вследствие чего: измена, случайное соитие, умышленная порча.
Очень часто повествование идет от первого лица. Это честно, нечестен герой: рыцарь без правил и упреков - увидел, сорвал и съел, бросив огрызок на произвол судьбы. Что дальше? Неважно. Важен момент соединения полов. Важен вкус его, эхо в памяти.
От этого смазанная предыстория, оборванный конец. Иногда в конце звучат выстрелы, но не для правдоподобия, для эффекта. Эффект противоположный – Бунину-рассказчику не веришь, нет в поступках персонажей достоверности. Ни психологической, ни просто логической. Да и не нужна достоверность – просто картинка на фоне моря, усадьбы, самого себя. Поскольку темы, заезженные самим же Буниным еще до отъезда из России, еще когда он не был «поздним». И не только темы. Обороты его литературной речи, ставшие за долгие годы употребления штампами - стиль его так и не развился до легкости, избегающей ненужных деталей и подробностей.
Наоборот, поздний Бунин полностью уходит в ту или иную деталь и подробность, превращая их в событие, достойное описания. Все правильно, как еще доставить себе удовольствие? Только «пиша» для себя. И только то, о чем тебе приятно писать. Попутно вспоминая и фантазируя, что для Бунина имеет мало различий.
Снова стать молодым и прытким! Ехать на поезде по спящей Смоленщине, плыть на пароходике по Волге, направляясь на каникулы или в отпуск. В какую-нибудь усадьбу, в которой… Или к тетушке, у которой… Вечное лето, вечная весна. Молодое и сильное тело, встретившее вдруг еще одно молодое и сильное тело. Блестит кувшинка глянцем влажного, похожего на палитру листа. Розово-голубое небо словно распухло. Где очень далеко гремит гроза…
Поиграем в Бунина.
На Кавказе
Они решили, что уезжают вместе. План побега придумали оба, но инициатива исходила от него. Как бывало всегда – охваченный возбуждением, он начинал мечтать, составлять проекты, придумывать, непрестанно повторяя: «Пойми же, я не могу без тебя! ». Она слушала, нервно теребила платок, потом заражалась от него азартом, и вполне отчетливо вырисовывался их следующий шаг. Иногда опасный, но от этого еще более желанный.
И вот теперь, когда по делам службы он ненадолго приехал в Москву, родилась безумная идея – на время его отпуска скрыться на Кавказе. Недели на три-четыре. А после он поедет в часть, она вернется к мужу. Что будет потом, было не столь важным, главное – организовать и совершить побег.
- Если Андрей меня отпустит, то и примет, – шептала она, прижавшись к его плечу.
От ее волос все еще пахло дождем. И этот прохладный запах его почему-то успокаивал – так оно и произойдет, муж примет, ничего не заподозрив.
– А отпустить должен – недавно я болела, и доктор посоветовал мне поменять на время климат.
- Болела? Ты мне об этом не писала.
- Так, обычное женское недомогание. Все уже прошло. Но для Андрея я до сих пор не вполне здорова.
Ему не нравилось, что мужа она называет Андреем. В этом «Андрее», которого она не любила, боялась, презирала, слышалось для него что-то очень неприятное, будто муж за ними невидимо подглядывает и посмеивается. Посмеивается от того, что в ее жизни остается место и для него - скучного, презренного мужа, с которым она давно прекратила супружеские отношения.
Встречались они в гостинице, всего несколько раз. И каждое их свидание было очень коротким - она снимала лишь пальто и шляпку, не позволяя раздевать себя полностью.
- Давай потерпим. Ничто не должно вызывать у Андрея подозрения. Для него я сегодня поехала к модистке на примерку.
- Но мне этого мало! Ты даже представить себе не можешь, какая это мука! Видеть тебя и не сметь обнять, чтобы не испортить прически. Почему? Неужели ты…
Она его останавливала, прикладывая указательный палец к его губам. Он пытался палец поцеловать, она начинала смеяться. Но через мгновение снова становилась беспокойной и бледной. И вот тогда он предложил:
- Давай уедем! Туда, где ты не будешь бояться. Где не нужно рассчитывать время и прислушиваться к шагам в коридоре.
- Но куда?
- На Кавказ! Я куплю билеты. Ну? А почему бы и нет?
- Действительно, - вдруг удивилась она. – А почему бы и нет?
***
Прозвенел уже второй звонок. Он сидел в небольшом купе первого класса и слушал дождь, мягко барабанящий по крыше вагона. Ему казалось, что это барабанят последние секунды, после которых всякая надежда исчезнет, прозвенит в третий раз, и поезд, тяжело качнувшись, тронется.
Но вдруг, сквозь щель между задернутыми занавесками в толпе он увидел ее и мужа. И оторопел, хотя именно этого ждал уже почти час, запершись в душном, полутемном купе. Она была одета в темный плащ, длинную юбку и небольшую шляпку с вуалью. На шляпке отсвечивала брошь, преображенная освещением перрона в драгоценность. Такими же яркими бликами вспыхивали носки ее лаковых сапожек. Муж держал ее под руку и что-то быстро говорил. Неуклюжий господин в тяжелом пальто, смешном котелке, делающим его лицо широким и низколобым. За ними катил тележку носильщик.
Он замер. Прилепился к спинке дивана. Закрыл глаза и начал шептать «Слава тебе, Господи… Слава тебе, Господи…» Чувствуя, как стучит сердце, и что мундир стал внезапно тесен. И осознав совершенно трезвую мысль – переодеться в штатское, и до конца отпуска форму не надевать.
Зазвенело, послышались торопливые шаги провожающих, чей-то смех и лязг – проводник захлопнул вагонную дверь. Потом дернуло, и с металлическим, плачущим скрипом поезд начал движение.
И только через час, когда она вошла к нему, сорвав с головы свою нелепую шляпку, крепко его поцеловала, он почувствовал, что приключение началось.
- Ты знаешь, перед самым выходом из дома Андрей спросил меня…
Но он приложил ладонь к ее губам:
- Ты знаешь, я ничего не хочу слышать об Андрее. Давай это время, которое сейчас мне кажется вечностью, не будем никого вспоминать. Только ты и я. У меня с собой бутылка вина и конфеты. Предлагаю выпить за наш успех.
Ночь они лежали на разных постелях. Но его это не смущало и не раздражало, он понимал, что необходимо привыкнуть к свободе. Ей, ждущей от мужа подвоха, но это плохо скрывающей, и ему, неспособному от пережитого волнения к физической любви в таких условиях: бешеный стук колес, огни оставляемых позади станций, громкий разговор за стенкой, кажущейся тонкой и прозрачной, как стекло.
Утро встретило их новым миром – за окном проплывала выжженная пыльная степь, по которой тащились повозки с громадными колесами. В коридоре было душно, мутно, неприятно пахло уборной, а потный проводник возился возле титана, готовя никому не нужный чай. Пили лимонад и минеральную воду в грязных вокзальных буфетах. После, ходили вдоль состава, удивляясь вязкой жаре и подсолнухам, растущим в самых неожиданных местах.
К вечеру, после бесконечного солнечного дня на горизонте показались синие изломы далеких гор.
***
Два дня они пробыли в Геленджике. Откуда она послала мужу открытку, уведомляя его, что поедет дальше, в Гагры. Там они тоже задержались ненадолго – хотелось абсолютной «дикости» и полного безлюдья. В Гаграх она снова написала домой, придумав описание несуществующей санатории, в которой якобы остановилась.
Они наняли себе небольшой флигель с обедом и ужином. В тихом, стоящем почти на берегу городке. Этот одноэтажный городок, отличающийся от деревни бугристой мостовой на главной улице и почтой с выцветшим Российским флагом, утопал в тропической растительности – высокие чинары, кипарисы, пышные магнолии, похожие на яблони гранатовые деревья. И даже пальмы, вызвавшие у нее детский восторг. Все вперемешку, покрыв собой пологие холмы и крутые взгорья. И постоянный тихий шум – либо близкого изумрудного моря, либо густой, растревоженной теплым ветром листвы.
Он был счастлив. Чувствуя себя любовником-супругом. Любуясь ее улыбками, смехом и удивлением. Она тоже казалась счастливой. Но иногда становилась печальной. Ненадолго. Но в эти минуты он ощущал себя одиноким – она исчезала. Задумавшись, погрустнев, обратившись мыслями к Москве. И с этим он ничего не мог поделать, единственный способ – воспринимать такое ее настроение, как неизбежную плату за рай, в котором они оказались.
Утром, когда она еще спала, он уходил купаться. Когда возвращался свежий, бодрый и вновь полный сил, то будил ее, прикладывая мокрое полотенце к ее шее или спине.
Затем они пили чай, шли вместе на море, где уже вдвоем купались и лежали, подставляя себя еще не злому солнцу. Потом возвращались, переодевались и шли в харчевню. Оттуда возвращались к себе в хижину, где валялись на кровати, разговаривая или целуясь, предвкушая ночь. Днем ее тело еще больше его возбуждало. Как возбуждала ее стыдливость ни с того ни с сего появившаяся – она закрывала платком свою грудь, а простынею низ живота, загоревшие стройные бедра.
Вечером снова море. Ужин с вином и ласки. До изнеможения.
Иногда он не спал. Она засыпала, а он не мог, представляя, как у нее происходило с «Андреем». Стараясь подавить в себе глупую и неуместную ревность. Желая Андрею внезапной и безболезненной смерти, разрешившей бы разом ее сложную ситуацию.
Из леса доносилось похожие на кошачье мяуканье крики орлят и приглушенный рык барса. Так ему казалось – первобытные дебри, в них прячется голодный барс, а он – Адам, охраняющий свою Еву.
***
Но однажды, в начале третьей недели, она исчезла. Он пришел с моря, а ее нет. И нет ее вещей, а на столе, придавленная его папиросницей записка: «Прости. Я уехала в Москву. Двойственность и лживость моего положения отравляет каждую минуту. Или ты или Андрей. Я поняла, что…»
Запись обрывалась.
Целый день он лежал, глядя на трещины оштукатуренного когда-то потолка. Трещины были похожи на карту: русла рек, дороги, железнодорожные пути, не ведущие никуда…
В сумерки он вышел наружу. Сходил на море, искупался с мылом. Вернулся, побрился, надел мундир. Выкурил две папиросы подряд и сделал глоток местного вина. Показавшегося кислым и слабым.
Затем он снова полез в чемодан и вынул револьвер.
Сел на стул лицом к ковру, висящему над кроватью. Взвел курок, вздохнул, приставил дуло к пульсирующему правому виску и выстрелил…
А через пять минут выстрелил снова. Пустив пулю в висок левый. Для надежности….
Париж, 1937 год.
Вам необходимо авторизоваться, чтобы наш ИИ начал советовать подходящие произведения, которые обязательно вам понравятся.
Комментариев пока нет - добавьте первый!
Добавить новый комментарий